Автобусы    Внедорожники    Грузовики    Легковые автомобили    Мотоциклы    Полуприцепы  
Авто 1
Авто 1 - продажа качественных авто!
UkrDomen.Ua
Подать объявление >
РУСУКРENG
Главная страница   Легковые автомобили   Обзоры  Про авто  Светофор за 150 лет
Вход на сайт
Подать объявление
Логин:
Пароль:
Забыли пароль

Поиск объявления
ID объявления:
Поиск автомобиля
Раздел:АвтобусыВнедорожникиГрузовикиЛегковые автомобилиМотоциклыПолуприцепы
Марка:
Модель:
Год: -
Цена: -
Топливо:
КПП:
Регион:
Новый б/у авто
Расширенный поиск
Эксклюзивные автомобили. Продажа б/у автомобилей
Статьи

Обзоры [Главная страница]
Лучшие статьи
Конкурс журналистов
Автомобили
Покупка автомобиля
Продажа автомобиля
Про авто
МРЭО
Пресс-релизы

Рейтинг этой статьи - (3.9);     Просмотров: всего 8179, за месяц 24

Светофор за 150 лет

Потребность в регулировании дорожного движения возникла задолго до появления первых автомобилей. Чаще всего это делал регулировщик-полицейский. Он вполне справлялся со своими обязанностями, но неблагоприятные погодные условия создавали серьёзные неприятности. Необходимо было создать механизм, способный работать в любое время и в любую погоду.

Первый в истории механический регулировщик конструкции Дж. Найта был установлен в 1868 г. в Лондоне на площади перед зданием английского парламента. Смена неосвещённых, раскрашенных сигналов осуществлялась вручную при помощи приводных ремней. Чтобы сигналы было лучше видно в ночное время и при плохой погоде, светофор усовершенствовали – установили фонарь с газовыми трубками, в которых применялось разноцветное стекло.

Первый светофор просуществовал недолго – из-за несовершенной конструкции газовый фонарь взорвался, при взрыве погиб дежуривший около светофора полицейский. После этого трагического случая о светофоре надолго забыли.

В 1914 г. в североамериканском городе Кливленд, а чуть позже в Нью-Йорке и Чикаго появились первые электрические светофоры. Первое время они имели только два сигнала – красный и зелёный, вместо жёлтого регулировщик давал предупредительный свисток. С 1918 г. светофор становится трёхцветным, и его начинают применять для регулирования движения транспорта и пешеходов в Европе.

Почему для сигналов светофора были выбраны именно такие цвета: зелёный – разрешающий, жёлтый – предупреждающий и красный – запрещающий?

Это связано с тем, что лучи света разных цветов по-разному распространяются в атмосфере. Лучше всего красный и оранжевый, они хорошо видны на значительном расстоянии даже в тёмное время суток и в туманную погоду, что очень важно для запрещающего сигнала. Жёлтый цвет распространяется хуже красного, но лучше зелёного, он хорошо заметен и подходит для предупреждающего сигнала. Разрешённый сигнал светофора может быть зелёным, как менее важный.

Внедрение электрических светофоров с трёхцветной сигнализацией существенно повысило безопасность движения. Однако в большинстве случаев сигналы переключались регулировщиком вручную.

В начале 20-х гг. в США были внедрены специальные автоматы для переключения сигналов светофоров – контроллеры, работающие по жёсткой временной программе. За короткое время автоматы повсеместно вытеснили ручное регулирование.

Первый светофор в Москве был установлен в 1924 г. на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост. Это был стрельчатый светофор немецкой фирмы АЭГ. Плавная смена сигналов при перемещении стрелки позволяла пешеходам и другим участникам движения согласовывать свои действия.

Три года спустя на Страстной площади (ныне Пушкинская) устанавливаются два светофора железнодорожного типа с перемещающимися «крыльями». Регулировщик вручную переворачивал крылья на 90 град. В 1931 г. установили два новых светофора, выполненных по европейскому образцу в виде циферблата часов, разделённых на сектора красного, жёлтого и зелёного цветов. При движении стрелки в зелёном секторе водителям разрешалось проезжать перекрёсток, а когда она оказывалась в красном поле, требовалось остановиться и ждать, пока стрелка вновь переместится в зелёную зону.

Эти светофоры имели несовершенную конструкцию, не обеспечивали хорошую различимость сигналов и вскоре были заменены трёхцветными светофорами современного типа. Любопытно, что вплоть до конца 50-х гг. минувшего столетия запрещающий сигнал размещался внизу. После ратификации Советским Союзом положений Конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах 1949 г. было принято решение, что для обеспечения лучшей видимости сверху должен размещаться красный сигнал, как наиболее важный.

В конце 30-х гг. в столице на ул. Солянка проходили испытания светофоров с вызывным устройством для пешеходов. Прежде чем перейти улицу, пешеход должен был нажать кнопку вызова разрешающего сигнала. Через несколько секунд для пешехода включался зелёный свет, и он мог спокойно перейти улицу. Подобные устройства нашли применение на переходах с цикличной интенсивностью движения пешеходов, например, возле школ, проходных промышленных предприятий и учреждений.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. оказала своё влияние на развитие светофорной техники. В осаждённом Ленинграде, испытывавшем огромную нехватку электроэнергии, для регулирования движения в дневное время применялись небольшие переносные светофоры на аккумуляторах с линзами диаметром всего 6 см. Сигналы такого светофора переключались регулировщиком вручную. Эти светофоры исправно несли службу в трудные месяцы блокады.

Очередной этап развития светофорной техники наступил в 50-е годы. В Москве проводится ряд важных экспериментов. С 1954 г. у станции метро «Измайловская» (сейчас «Партизанская») в ночное время светофоры стали переключаться на режим жёлтого мигающего сигнала, что привело к резкому сокращению дорожных происшествий с тяжёлыми последствиями, уменьшились неоправданные задержки транспорта на пустынных улицах. Выключение светофоров в ночное время из режима трёхцветной сигнализации становится обязательным условием работы большинства светофорных объектов.

В 1955 г. на улицах Садового кольца впервые применили систему скоординированной работы светофоров по принципу «зелёной волны». Сущность системы в том, что в зависимости от скорости движения и расстояний между регулируемыми перекрёстками на светофорах последовательно включают зелёные сигналы, и транспорт движется по улице практически без остановок. Такое регулирование позволяет не только уменьшить затраты времени, уровень шума и выброс в атмосферу вредных веществ, но и существенно сократить число лишних торможений, ускорений и других манёвров. Эксперимент был признан удачным, и на режим «зелёной волны» были переведены основные магистрали Москвы и других городов СССР.

Работа «зелёной волны» обычно строится по двум программам: дневная – с 8:00 до 19:00 – 21:00 и ночная в оставшееся время суток. Первая программа рассчитана на интенсивное движение транспортных потоков, поэтому расчётная скорость движение составляет 50 – 55 км/ч. Вторая обеспечивает безостановочное движение транспорта со скоростью 60 км/ч. В середине 70-х гг. вдоль магистралей, на которых применяется «зелёная волна», устанавливали ленты из ламп или газозарядных трубок, светящихся красным или зелёным цветом. Светящиеся участки должны перемещаться вдоль магистрали со скоростью, равной скорости зелёной волны. Водителю достаточно выдерживать такую скорость, чтобы он находился в зелёной зоне.

Правила движения при различных сигналах светофора существенно отличались от современных. Например, при включённом красном сигнале водителям разрешалось поворачивать направо в ближайший проезд, уступая дорогу транспорту, движущемуся с других направлений. Трамвай мог поворачивать направо только при красном сигнале светофора, при этом он имел преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, даже если для них горел разрешающий сигнал.

Для регулирования движения трамваев и троллейбусов предназначался односекционный светофор с буквой «Т» оранжевого или жёлтого цвета. Водителям электротранспорта разрешалось продолжать движение только при включённом сигнале. Эти светофоры до сих пор применяются для регулирования движения трамваев.

На пешеходных переходах широко применялись двухсекционные светофоры с сигналами в виде надписей «Стойте» красного цвета и «Идите» зелёного.

Определённые сложности возникали при регулировании поворотного движения при различных сигналах светофора. Для этой цели применялись дорожные знаки «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево или направо только при красном сигнале светофора, ещё три - при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом, соответственно сигналу светофора. Кроме того, в Москве применись четырёхсекционные светофоры с двумя зелёными сигналами, размещёнными вертикально. При включённых одновременно двух зелёных сигналах водителям разрешалось движение во всех направлениях, так как на всех поперечных улицах в это время горели запрещающие сигналы.

В 1961 г. появились светофоры с дополнительными секциями, регулирующими поворотное движение. Сигналы в виде стрелок находились на уровне зелёного сигнала. Движение в направлениях, указанных стрелками, разрешалось только при включённых сигналах; если сигнал дополнительной секции горел одновременно с красным или жёлтым сигналом основного светофора, водители, движущиеся в направлении горящей «стрелки», должны были уступать дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Светофоры с дополнительной секцией «прямо» применялись на трёхсторонних пересечениях с «глухой» стороны перекрёстка, например на набережных, когда движение в прямом направлении возможно при любом сигнале светофора. При наличии дополнительной секции на линзу основного зелёного сигнала наносится чёрная контурная стрелка, указывающая иные разрешённые направления, чем сигнал дополнительной секции.

С учётом специфики движения трамваев их водителям запрещалось двигаться в прямом направлении, если одновременно с зелёным сигналом светофора горела «стрелка», разрешающая поворот налево; поворачивать направо, если дополнительная секция, регулирующая правый поворот, включена одновременно с зелёным сигналом основного светофора.

В начале 60-х гг. появляются многопрограммные контроллеры, способные изменять длительность сигналов в зависимости от интенсивности движения. Впервые в нашей стране на площади Серпуховской заставы и семи прилегающих к ней перекрёстках вводится в эксплуатацию электронно-цифровая машина, позволившая на 30% увеличить пропускную способность и значительно повысить безопасность движения. Чуткие датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, фиксируют количество подъезжающих автомобилей, и контроллер решает, какой из транспортных потоков следует пропустить в первую очередь.

На железнодорожных переездах стал применяться светофор с красным мигающим сигналом или двумя попеременно мигающими красными сигналами, запрещающими движение. Сигналы включались при приближении к переезду поезда. Позднее такие светофоры нашли применение на разводных мостах, паромных переправах и в местах выезда на дорогу пожарных и других специальных автомобилей.

Для обозначения нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов применялся односекционный светофор с жёлтым мигающим сигналом. Долгие годы такие светофоры висели на Малой Бронной улице возле Патриарших прудов.

Ратификация нашей страной в 1973 г. положений Международной конвенции о дорожном движении 1968 г. внесла изменения в светофорную технику. Прежде всего, значения сигналов светофора стало единым для всех транспортных средств. Трамваю больше не разрешалось поворачивать направо при красном сигнале светофора. На смену пешеходным светофорам с надписями «Стойте» и «Идите» пришли светофоры с сигналами, выполненными в виде силуэтов стоящего (красный) и идущего (зелёный) человека.

Появились светофоры для регулирования движения в определённых направлениях, применяемые для регулирования движения по отдельным полосам проезжей части. На красные и жёлтые линзы таких светофоров наносились чёрные контурные стрелки, информирующие о разрешённых направлениях движения при зелёном сигнале. Зелёный сигнал светофора в виде стрелки на чёрном фоне, выполнял две функции – разрешал движение и указывал его разрешённое направление. Несмотря на то, что сигнал зелёный, движение в других направлениях запрещено.

Новый стандарт предусматривал появление светофоров нового типа – реверсивных. Первая реверсивная полоса, предусматривающая движение транспорта в различных направлениях в разное время суток, появилась в 1965 г. на ул. Горького в Москве. Она отделялась от других полос сплошными линиями разметки, на въезде и выезде с полосы и после каждого перекрёстка устанавливались обычные светофоры с горизонтальным расположением сигналов, разрешающие или запрещающие движение. В 70-е гг. их заменил специальный светофор с запрещающим Х-образным сигналом и разрешающим сигналом в виде стрелы, направленной вниз, а сама полоса отделялась двойной пунктирной линией разметки.

Ещё один новый светофор, появившийся в то время, предназначался для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной полосе. Он имел четыре сигнала бело-лунного цвета, расположенные в виде буквы «Т». Движение разрешалось при включённом нижнем и одном из верхних сигналов, из которых левый разрешал поворот налево, правый направо, а средний – движение в прямом направлении. Если горели три верхних сигнала (или один из них), движение запрещено.

Двухсекционные светофоры с красным и жёлтым сигналами регулировали движение на закрытых территориях и в местах сужения проезжей части.

Для предупреждения водителей о включении разрешающего сигнала стали применять сочетание красного и жёлтого сигналов (жёлтый загорается при включённом красном). Зелёный мигающий сигнал стал означать, что время его действия истекает, и вскоре будет включён запрещающий сигнал. Наилучшем решением в такой ситуации стало применение цифрового табло, указывающего время (в секундах) до конца горения разрешающего сигнала.

С середины 80-х гг. в Москве в пределах Садового кольца началось введение телеавтоматической системы «Старт». Все светофоры, установленные в центральной части города, подчиняются командам с диспетчерского пункта, расположенного в здании УГАИ Москвы на Садовой-Самотёчной улице. С этой целью на крупных перекрёстках установили камеры, передающие изображение дорожной ситуации на мониторы, а управление светофорными объектами осуществляется компьютером. В случае возникновение внештатной ситуации оператор может вмешаться и взять управление движением на себя. Помимо светофоров, система «Старт» управляет многопозиционными дорожными знаками, используемыми для рационализации дорожного движения в зависимости от складывающейся обстановки. Внедрение новой системы позволило добиться значительных результатов в улучшении движения транспорта в центре столицы.

Введённые с 1 июля 1994 г. Правила дорожного движения предусматривали новые светофоры, регулирующие велосипедное движение. Сигналы этих светофоров выполнялись в виде силуэтов велосипеда. Для этих же целей мог использоваться обычный светофор с уменьшенными сигналами, дополненный прямоугольной табличкой с изображением велосипеда.

Реверсивный светофор был дополнен жёлтым сигналом в виде диагональной стрелы. При его включении водителям предписывалось перестроиться на соседнюю полосу в направлении включённой стрелы.

Светофоры, устанавливаемые на железнодорожных переездах, были дополнены мигающим сигналом бело-лунного цвета, разрешающим движение через переезд.

В 1996 г. в центре Москвы появились светофоры со светодиодными элементами, значительно превосходившие предшественников в долговечности и лучшей видимости сигналов.

Автор: Вараксин Владимир Михайлович,
Киев

Оценить статью

-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

Подержанные авто
Авто 1 - Продажа автомобилей
  • Авто 1 - продажа качественных новых автомобилей
  • Авто 1 - продажа качественных подержанных автомобилей
  • Каталог популярных автомобилей: Acura | Audi | BMW | Chery | Chevrolet | Citroen | Dacia | Daewoo | Dodge | Ferrari | Fiat | Ford | Geely | Honda | Hyundai | KIA | Lexus | Mazda | Mercedes-Benz | Mitsubishi | Nissan | Opel | Peugeot | Renault | Seat | Skoda | Subaru | Suzuki | Toyota | Volvo | ВАЗ | ГАЗ | ЗАЗ | Москвич
    Упоминаемые слова: Светофор за 150 лет
    2006-2017 © Авто 1 - продажа качественных авто.
    При использовании материалов сайта ссылка на www.auto1.ua обязательна.


    Авто 1.ua - продажа качественных авто!

    Добавляя свои автомобили на Авто 1.ua, просматривая чужие автомобили на Авто 1.ua, рекомендуя Авто 1.ua своим друзьям и знакомым вы способствуете решению своих задач, получению удовольствия и делаете Авто 1.ua еще более качественным и эффективным!